«- Уважаемый, даже колыбельную нужно писать
так, чтобы люди не засыпали от скуки…»
Фаина Раневская
Как и в первом случае, начну с общего анализа произведения. Мне, безусловно, хотелось бы начать с положительных моментов, найденных в работе. Но, перечитав миниатюру несколько раз, я их, увы, не обнаружил. Можно было бы считать таковым несколько менее вольное отношение Автора к нормам и правилам русского языка, но к содержанию представленной работы, ее смысловому наполнению, раскрытию темы и т.п., это отношения не имеет. Хотя и будет учтено при голосовании. Признаюсь, что писать второй обзор мне было значительно труднее, нежели первый. И не потому, что мне было трудно, что либо сказать. Мне приходилось беспрерывно обращаться к исходному тексту. Автору, удалось создать образец, удивительным образом не задерживающийся в памяти. То есть процесс чтения выглядел приблизительно, как попытка смочить водой тефлоновую поверхность. Памяти, ассоциациям, впечатлениям было абсолютно не за что зацепиться. Иногда встречаются такие тексты. Вы читаете абзац, и к концу его, уже не можете вспомнить, что же было в начале. Вот и здесь то же самое. При ОЧЕНЬ большом желании, можно было бы поискать, и даже найти, намеки на юмор, дружбу, скрытый смысл, на некие сюжетные линии, или даже на оригинальность, но в данном конкретном случае, это был бы уже просто мазохизм. Возможно, кому-то интересно этим заниматься. Я и сам иногда грешу подобными упражнениями. Но желания, заниматься этим в данном случае, у меня не возникло. Придумывать от начала до конца, ЗА АВТОРА, что он сказал, что хотел сказать, о чем он писал, дело неблагодарное. Возможно, кто-то ощущает себя именно тем удивительным существом, описанным Стругацкими, которое по капле воды способно воссоздать картину мирового океана, со всеми его обитателями, но уж я точно не претендую на подобные лавры. По моему мнению, Автор должен ХОТЬ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ САМ. Или, если он не имеет желания (или возможности) поместить все это непосредственно в текст, было бы весьма полезно, снабдить его (текст) соответствующими авторскими комментариями. В которых разъяснить, что же именно Автор хотел сказать. Единственное впечатление, единственная мысль, более или менее четко проявившая себя: «Где-то я это видел…». «Алика, глаза твои, словно камень бирюза, омытый небесно-голубыми ветрами. Губы твои, словно...». Вспомнилось почему то: «О Саджах. Губы твои… Глаза твои…» Я тоже люблю Стругацких. В общем то, говорить о какой либо целостности сюжета, и даже о его наличии, дело несколько сомнительное. При рассмотрении данного образца, мне не представилось ничего, кроме некоего шаблона, подготовленного для вырезания стандартной заготовки. Именно шаблона, наложенного, за неимением чего-то цельного, на некое лоскутное одеяло, составленное из бессистемно подобранных кусков. Собственно, о чем данная миниатюра? Да ни о чем, по большому счету. Несколько стандартных изобразительных приемов. Несколько банальных посылов, типа брошенного любовника и спасения мира, несколько простеньких связок в паре эпизодов. И все. Это даже не производит впечатления целостного эпизода, вырванного из чего-либо более объемного. Я не могу даже нормальной заготовкой это назвать. Возможно, это впечатление сложилось у меня именно благодаря попытке подогнать сюжет под соответствие необходимой теме, но в таких случаях, испорченную заготовку отправляют туда, где ей и надлежит быть. В металлолом. В общем, одно расстройство… Миниатюра на столько пуста, что ее не то, что похвалить, даже обругать толком не за что… Куски не связанные по смыслу между собой. Обрывки сюжетных линий. И даже не обрывки, а их тени, даже, скорее, намеки на тени. Весь смысл данного текста заключен во фрагменте:
-Черт, какой спертый воздух, - пробормотал я и увидел, как дернулся мой друг.
-Что ты сказал?
-Воняет, говорю, - ответил я.
-Нет, про воздух.
-Что он спертый.
-«Спертый», ну да, спертый. Все правильно, ворованный. Откуда догадался?
-Да нет, не ворованный... По другому. Ну, застоявшийся, затхлый. Речевой оборот. Подожди, не хочешь же ты сказать…
То есть имеет место быть банальнейшая подгонка под заданную тему. Весь огород городился только с целью обыграть слова «Спертый воздух». Именно их двойное значение. Но стоило ли это потраченного времени? Текст смело можно было бы сократить в трое. И он бы от этого только выиграл. Итак. Если говорить о раскрытии темы. ФОРМАЛЬНО, тема отражена. Да. Это лишь игра слов, не несущая за собой никакой сюжетной нагрузки. Но она имеется. Спорить с этим невозможно? А я и не собираюсь. Но вот касательно второго пункта задания, а именно безысходности ГГ. У меня имеется в запасе пара слов. Ни о какой безысходности речи не идет. Ну, накатила на товарища хандра. Он, походя спас мир в компании непонятного мутанта (видимо радиоактивного) и даже проголодался при этом. А что? Спасение мира, чем не средство от депрессии? И соответствующая концовка, которая просто вопиет о том, что ГГ, в полном прядке. Вот этот фрагмент.
-Это — не ерунда, - Сигизмунд насмешливо посмотрел на меня. - Ну что, задание выполнено, пойдешь обратно грустить на свою помойку?
-Ну... - я задумался. - А у нас дома есть что съедобное?
Итак, мое мнение о раскрытии темы. Даже используя предельно формальный подход, тему можно считать раскрытой лишь наполовину. А так как тема может быть либо раскрыта, либо не раскрыта (как нельзя быть слегка беременной) то мой вердикт таков. Тема НЕ раскрыта.
Это о сюжете, смысле и содержании зарисовки. А так же о раскрытии темы. Теперь займемся непосредственным анализом текста, на предмет его читабельности. Ранее, я отметил, что ошибок именно в тексте Автор допустил значительно меньше. Это так. Но тем не менее. Они есть. Ими и займемся. За неимением времени и желания на дословное препарирование данного материала, я ограничусь теми ошибками, которые показались мне наиболее заметными. Меня несколько связывает условие, не приводить примеры собственного построения спорных фрагментов, так как я не считаю это корректным. Ибо уравнивание себя с фигурами типа Розенталя, было бы, мягко говоря, нескромным. Поэтому, я ограничусь общими замечаниями. И лишь в самых простых случаях воспользуюсь примерами общепринятого написания.
Я смотрел в точку, чуть левее старого Чертового колеса, заглядывавшего через деревья в давно разбитое окно.
Чертова!!! И достаточно коряво построенная фраза.
Мне было тоскливо и грустно.
Масло масляное.
-Привет, - я вздохнув, подвинулся, давая ему сесть рядом,
Давая сесть рядом. Можно позволить сесть рядом. Можно дать возможность, сесть рядом. Можно дать место, рядом с собой. Можно дать сесть (но тут совершенно иной смысл).
- Откуда узнал, что я здесь?
-Я многое про тебя знаю
Предельно неудачная компоновка фраз.
абсолютно собачьим движением понюхал валяющийся перед окном в пыли стул и, гулко чихнув, фыркнул. - Почему люди стараются забраться в какую-нибудь помойку, когда им плохо?
Движением нельзя понюхать. Можно понюхать по собачьи, или даже абсолютно по собачьи, если уж Автору хочется драматизировать действие. И чрезмерно много описательного мусора.
- сейчас было продуваемо всеми ветрами.
Здание может ПРОДУВАТЬСЯ всеми ветрами.
на потолке остатки фальш-потолка и разбитые лампы дневного света.
Потолок- потолок потолочек… Технически правильно было бы «на перекрытии» ну или «свисающие с перекрытий»
-Нет, «бес-пер-спек-тив-няк», - звонкие буквы выпрыгивали наружу,
Буквы не могут выпрыгивать наружу. Это человек, а не ящик наборщика. Выпрыгивать могли бы звуки.
Чего хотел? - скорченная мною рожа, совершенно не сказалась на самочувствии приятеля
Не сказалась, в данном случае не употребляют (обычно). Не подействовала. Не изменила. Но никак не не сказалась.
-Понимаешь... - он помолчал. - Твоему миру грозит неминуемая гибель.
Неминуемая гибель не может грозить Она может ожидать и ждать. Или гибель может грозить.
Это ж каждый раз разные гибели, поэтому нельзя говорить «опять».
Гибель может быть только одна. В особенности если она неминуемая. Ее могут вызывать разные причины, но тут речь о последствиях. Вернее о единственном последствии. Так что претензия на оригинальность выглядит лишь как нелогичность.
-Слушай, а может ей в голову какой-нибудь информационный террорист забрался?
-Нет, - Сиг сочувствующе посмотрел на меня.
-Думаешь?
-Уверен. Я такие моменты отслеживаю.
Сочувствующе! Мда… Кто о чем, а вшивый о бане…
Пора мир спасать.
-А что там?
Где там? Не задают такой вопрос в данном контексте. Герой может спросить «От чего», но никак не «что».
-Террорист внушает своему носителю, что это необходимо сделать. Ежедневно. Думаю, скоро носитель сдастся .Нужно помешать ему...
Ну-ка, ну-ка! Автор не мог бы пояснить, как «террорист» намерен похитить атмосферу? Ну хоть минимальное описание? Для сюжета? Вот три - четыре слова? А? Нет? Жаль. Видимо несчастный «террорист», отягченный инфобомбой решил злобно выдышать весь воздух, бедненький. И как это «свой носитель»? Видимо, террорист, это типа пуджик? Или вроде ленточного червя? В общем из паразитов? Здорово! Раса глистов - террористов… С эдаким я еще не сталкивался. Мои поздравления Автору!
Что-то знакомое резануло меня болезненно по сердцу.
Это как, простите? Может знакомая боль? Или знакомо резануло? Что это, «что то знакомое»? Автор, Вы меня заинтриговали!
-Хотят захватить ваш мир.
-А что с их миром?
-Не знаю. Их много, они разные, но хотят одного.
Если ВСЕ эти мифические террористы хотят одного, то чего? И ГЛАВНОЕ, ЗАЧЕМ? Нет мотива. А без мотива все эти террористические построения всего лишь пустышка. Логика отсутствует напрочь. Воздух похитить хотят. Зачем? КАК это связано с захватом мира? Они вакууможивущие? То есть никакого логического наполнения. Абсолютно не важно что делает герой. Воюет с бестелесными террористами, режет неверных мужей, отстреливает педофилов… Это, повторяю, абсолютно не важно. Имеется действие ради действия, без какой бы то ни было смысловой нагрузки.
И именно это его молчание напугало меня гораздо больше, чем любой другой его ответ.
Глубоко. Не, серьезно. Только вот что его напугало в этом молчании? Что такого сакрального, было поведано перед этим, что додумывание ГГ повергло его в такой страх?
-Это здесь? - я зашел через выбитую Сигом дверь в, заполненную разным хламом, вонючую и невероятно душную комнату.
Да, видимо, я был прав. Похищение атмосферы. Путем злобного выдыхивания (высасывания, вытягивания, усвоения) кислорода…
-Нет, он хотел украсть ваш кислород, а мы помешали ему.
-Как помешали?
-Тем, что разоблачили и узнали о его планах.
-Выломав дверь? Не говори ерунды!
Именно! Именно!!! Единственная правильная мысль высказанная ГГ на протяжение всего повествования. Именно ерунда.
-Это — не ерунда, - Сигизмунд насмешливо посмотрел на меня. - Ну что, задание выполнено, пойдешь обратно грустить на свою помойку?
-Ну... - я задумался. - А у нас дома есть что съедобное?
По поводу последнего пассажа, я высказался в начале…