Желтый Дом Графомана - Клиника ЖДГ

Объявление

Вы нужны ЖДГ!

Подробности ЗДЕСЬ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Словарь аниме-терминов

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Как известно, понимать анимешника - значит, знать японский. Для понимания Lienin в данной теме рекомендую ознакомиться с кратким списком наиболее употребимых в среде анимешников слов.

Аниме - японская анимация (хотя иногда словом «аниме» могут обозначаться и иные анимационные фильмы, близкие к стилистике японской анимации).
Анимешник - поклонник аниме-жанра, также могут называться отаку (см.).
Додзинси - самостоятельно публикуемая и распространяемая через сеть интернет манга, как правило основанная на сюжетах и персонажах известных коммерческих аниме-сериалов.
Додзинсика - автор додзинси.
Кавай - термин, обозначающий все милое и прелестное. Имеет некоторые русские производные, например «кавайный», «кавайная» и т.п.
Косплей - переодевание в как правило самодельные костюмы персонажей из аниме, манги или видеоигр. «Косплэйером» или «косплейщиком» называется человек, увлекающийся косплеем.
Кросплей - разновидность косплея, заключающаяся в переодевании в костюмы анимешных персонажей противоположного пола.
Манга - японские комиксы. Как правило, отличительной чертой манги является черно-белая рисовка. Читать ее принято справа налево.
Мангака - создатель манги; человек, профессионально занимающийся рисованием манги.
Ня - японский аналог «мяу»; слово, которым персонажи некоторых жанров чаще всего оканчивают фразы. «Някать», соответственно, означает добавлять слово «ня» ко всем фразам. В последнее время няканье стало довольно популярным в сетевых аниме-сообществах: многие отаку на форумах прилепляют «ня» к каждой фразе по поводу и без такового.
Онгоинг - незаконченный аниме-сериал или манга, новые серии или тома которого продолжают выпускаться в настоящий момент.
Опенинг, ОП - анимационный ролик с начальными титрами в ТВ-сериалах и OVA, как правило, показываемый в самом начале каждой серии и сопровождаемый заглавной песней. Термин «ОП» может употребляться и для обозначения самой песни.
Отаку - поклонник аниме и манги, анимешник. Как правило, в российском аниме-сленге слово «отаку» обозначает более преданных и фанатичных поклонников японской анимации, нежели слово «анимешник».
Хентай – термин, используемый в российских и западных аниме-сообществах для обозначения японской анимации и манги эротического характера. Поклонников такого аниме часто называют «Хентайщиками». «Хентаем» обычно именуются только произведения, в которых демонстрируются сцены секса между мужчиной и женщиной. Аналогичные же произведения, показывающие секс между мужчинами, принято называть «яоем», между женщинами - «юри», и т.п.
Эндинг (ending, ED) - анимационный ролик с конечными титрами в ТВ-сериалах и OVA, показываемый в конце каждой серии и сопровождаемая конечной песней (после эндинга может идти анонс следующего эпизода). Обычно эндинги не длятся более чем полторы минуты.

Источники: вики, великая и могучая, гайд SilentPyramid, опыт общения с Lienin

P.S. Я сама не анимешник, отнюдь. Просто Lienin - это опасно.

Отредактировано Динозавр (9 Фев 2011 13:47:37)

+3

2

Ознакомившись с предыдущим постом, посчитал необходимым внести свою лепту в виде скромного дополнения.
1. Понятия и термины.
Этот словарик не претендует на энциклопедическую полноту и академическую точность - он создаётся лишь с целью дать самое общее представление о предмете.
Однако если вы считаете, что какому-то термину просто необходимо здесь появиться, или видите ошибки и неточности - не стесняйтесь, напишите об этом - и мы всё исправим.
Аниме (именно так, а не анимэ, и не ониме! - ибо это японское слово произошло от английского "animation") - общее название для всей японской (и отчасти - корейской) анимации. От всей прочей анимации аниме отличается в первую очередь многочисленными особенностями как в самом изображении персонажей, так и в смысловом наполнении произведений, а также собственной субкультурой, имеющей разнообразные традиции, символы и знаки - и обширнейшим фэндомом по всему миру.
Онемэ - бытующее в русском аниме-фэндоме полупрезрительно-уничижительное обозначение описаний тех аниме-событий, тенденций и явлений, которые сделаны человеком, изначально не разбирающимся в сути предмета, но старающимся выглядеть знатоком. Перлы, создаваемые такими "онемэ-комментаторами", зачастую бессмертны и продолжают собственную жизнь вне воли их авторов. (Например: "Аниме - это китайские порномультики".)
Манга - японские истории в графике, приблизительный аналог западных комиксов. Манга напрямую связана с аниме (у многих известных произведений одновременно присутствуют и аниме- и манга-версии), причём именно манга является сценарной основой для большинства аниме. Основное отличие манги от комиксов (помимо своего происхождения) - это тематическая ориентация манги в целом на более зрелого читателя. Нормальная ("неотзеркаленная") манга читается сверху вниз и справа налево, как и принято читать в Японии. Однако при переводе на английский и русский для удобства чтения мангу часто зеркалируют, что обычно указывается переводчиками в выходных данных.
Ранобэ ("raito noberu" как раз и означает дословно "light novel") - короткие повести (в основном для юношества), обычно хорошо иллюстрированные, часто выпускаются сериями. Аналогов в России нет. Наряду с мангой, ранобэ нередко служат сценарной основой для аниме (напр., как для FMP или SHnY). Обычно в ранобе текст занимает около 95% объёма произведения, остальное же - иллюстрации к нему.
Дорама (dorama, live action drama, live action) - японский телевизионный фильм или сериал с живыми актёрами. Достаточно часто дорамы снимаются на основе уже существующего аниме - и тогда они получают дополнительно к названию постфикс "Live Action".
Немного о субкультуре аниме:
Отаку (otaku) - изначально в Японии - "фанат", "ненормальный", "сумасшедший". В западном мире - а затем и у нас - это слово стало употребляться без негативного оттенка и в более узком смысле - "фанат, большой поклонник аниме". Соответственно, "отаковать" - значит делать из другого человека отаку.
Эмо - склад личности и/или психотип человека/персонажа, который выставляет все свои эмоции напоказ просто потому, что иначе не может. Часто употребляется в негативном смысле. Соответственно, "эмокид" - ребёнок-экстраверт, постоянно вываливающий на окружающих все свои чувства и переживания.
Косплей - (costume play) - дословно "игра с переодеванием". Косплеи проводятся отаку по тем или иным популярным аниме: шьются специальные костюмы, максимально подгоняется внешность актёров-любителей под облик персонажей, проводятся фотосессии, - а затем часто разыгрываются сценки-представления, как повторяющие сюжет оригинальных историй, так и основанные на собственных задумках. Соответственно, "косплеить" - проводить косплей, участвовать в косплее, переодеваться каким-либо персонажем. Кросплейеры - люди, переодевающиеся в персонажей противоположного пола.
Додзинси (сокр. - "додзи") - неофициальное "творчество единомышленников". Так часто называют аниме-фанфики, созданные по мотивам известных произведений. В первую очередь додзинси - это манга, причём чаще всего она хентайная. В Японии создание и распространение додзинси является самым обычным бизнесом, а сами додзи - рядовой частью масс-культуры.(См., напр. "Doujin Work")
Маскот - символ чего-либо, персонаж аниме или фантастический зверёк. Огромное количество японских компаний имеет своих маскотов, да и весь остальной мир эта традиция не обошла стороной (вспомните нашего олимпийского Мишку!). Некоторые аниме также имеют своих маскотов, в других ("REC", "PlaneteS") маскот-культура обыгрывается с комической стороны.
Моэ - влечение к тому или иному (анимешному - и не только) фетишу, или сам фетиш, к которому испытывается страстный интерес. Возглас "Моэ!" часто означает восхищение, удовольствие, получаемое от увиденного объекта или какой-то его черты, являющейся фетишем для данного человека. Также на Западе часто называют словом "моэ" то, что у нас пАниме по формату бывает:
Сериал - аниме, предназначенное для показа по ТВ. Чаще всего такие аниме состоят из одного/нескольких одинарных или двойных сезонов; причём каждая серия укладывается в рамки 23 плюс-минус пару минут. Поскольку серии делаются потоком и выпускаются по одной в неделю, то зачастую рисовка и анимация в сериалах самые простые из всех приемлемых; однако сюжет в рамках данного формата аниме получает максимальные возможности для развития.
OVA / OAV (Original Video Animation / Original Animation Video) - аниме, предназначенное для распространения на электронных носителях (изначально - VHS, сейчас же - DVD). Такие аниме выходят нерегулярно, в зависимости от возможностей студии-производителя; однако качество графики в ОВА-шках в среднем выше сериальной. Чаще всего ОВА - это 1-2-3-4-5-6 серий с произвольной длительностью (от 20 минут до часа и даже более), однако известны и ОВА-шки, состоящие более чем из 100 серий ("Legend of Galactic Heroes").
Полнометражный фильм - аниме, изначально предназначенное для просмотра в кинотеатрах. Полнометражки обычно "заточены" под голливудский формат фильма (1,5-2 часа), в среднем имеют наилучшую степень прорисовки и анимации, но при этом в силу своего формата часто страдают упрощением сюжетных линий.
Короткометражный фильм - короткие аниме, предназначенное для показа в кинотеатрах в одном блоке с другими такими же короткометражками. Как правило, это либо дебютные творения малых студий и отдельных аниматоров, либо эксперименты больших студий, либо изначально артхаусные работы. Короткометражки по прорисовке и анимации зачастую не уступают полнометражным фильмам (напр., как широко известные "Hoshi no Koe" и "Pale Cocoon").
ONA (Original Net Animation) - микроаниме (обычно серии по 5-10 минут, но бывают и до получаса), предназначенные для распространения только через сеть интернет. Это самый молодой тип аниме, и единого стандарта для него ещё не существует.
Сезон - группа серий аниме-сериала, последовательно показанная по ТВ. Как правило, серии в рамках одного сезона сюжетно тесно связаны друг с другом. Простой одинарный сезон - это 13 серий (иногда 12 или 14, реже - 11 и 10), двойной сезон - это 26 серий (но встречаются и 25, и 24, и даже 23 и 22). Бывают и сериалы с бОльшим количеством последовательно идущих сезонов: три (39, 37 серий), четыре (52, 50), и далее. Самый длинный аниме-сериал на сегодня ("Садзае-сан", аналог отечественных "Спокойной ночи, малыши") насчитывает более 2000 серий и продолжает транслироваться.
Онгоуинг (ongoing) - сериал, который производится и/или показывается в настоящий момент, т.е. ещё не закончен.
Спешал (special) - как правило, это либо полноценный (хотя и проходной, часто находящийся в середине) эпизод сериала, либо неполноценное, иногда даже шуточное/пародийное дополнение к нему. Спешалы не показываются по ТВ и идут обычно только на официальном DVD, их функция - мотивация фанатов к покупке данного сериала на DVD - уже после просмотра его на ТВ. (Иногда спешалы идут в подарок с тем или иным комплектом анимешной атрибутики - для поднятия её продаж). Как правило, просмотр спешала не требуется для общего понимания сериала, однако... отаку голосуют за!
Омаке (omake) - официальные дополнения к аниме, идущие вместе с ним на DVD-диске, но не являющиеся непосредственной частью аниме и не касающиеся персонажей и развития сюжета: это могут быть интервью с его создателями, живые картинки из студии, в том числе и с выступлениями сейю, зарисовки из их реальной жизни, всевозможные бонусные материалы вроде опенингов и эндингов (как с титрами так и без), трейлеров и тизеров, собрания айкетчей (полутора-двухсекундных пар роликов-отбивок, обрамляющих блок рекламы внутри каждой серии), и т.п. Омаке часто путают со спешалом, особенно в англоязычном секторе аниме-фэндома; к тому же традиционно релизеры и базы данных по всему миру маркируют файлы омаке как файлы спешалов.
Флешбек (flashback) - момент в аниме (серия, часть серии, несколько серий подряд), когда сюжет обращается к описанию событий, случившихся задолго до основной временной линии повествования (или задолго до событий, с которых начинается само аниме) - не путать с рекапом и филлером! Часто сюжетно флешбек реализуется через отсылку к воспоминаниям персонажей.
Рекап (recap) - часть серии (иногда вся серия или даже несколько серий подряд), вкратце описывающая события предыдущей серии (или сразу нескольких серий) - не путать со флешбеком и филлером! Отдельные серии-рекапы используются для того, чтобы дать семидневную передышку студии в бесконечной гонке "одна неделя - одна серия", а также для того, чтобы элементарно напомнить зрителю события сериала, о которых он успел позабыть за несколько месяцев, прошедших со времени начала показа.
Филлер - (буквально: filler - "наполнитель") - серия (или несколько серий подряд), вынужденно потраченная не на развитие основной сюжетной линии, а на блуждания "вокруг да около" - не путать с рекапом и флешбеком! Чаще всего филлеры рисуются для известных аниме на основе манги, в которых выход манги не успевает за выходом аниме. В таком случае в самих филлерах с героями происходят события, конечный результат которых с точки зрения сюжета обычно является нулевым. Случается также встретить филлеры и в самых рядовых сериалах - когда общая длительность сериала, заданная ТВ-форматом сезона, превышает необходимое для развития сюжета количество серий. Однако в целом, несмотря на общее к ним негативное отношение аудитории, филлеры позволяют показать персонажей в нестандартных ситуациях и раскрыть их с неожиданной стороны - это единственное оправдание их существованию в аниме.
Арк (арка) - часть сериала, сюжетно отделённая от остальных частей (временем или местом действия, героями, самими событиями, описываемыми в ней).
Гайден (gaiden, side-story, spin-off) - спин-офф, короткая арка (обычно описывается в спешалах или продолжениях-овашках), существенно отклоняющаяся в сторону от основного сюжета.
Аниме по целевой аудитории бывает:
Кодомо - для маленьких детей
Сёнён - для подростков-мальчиков
Сёдзё - для подростков-девочек
Сейнён - для молодых юношей/мужчин
Дзёсэй - для молодых девушек/женщин
Аниме по жанрам бывает:
Помимо привычных для нас (по литературе, театру и кино) жанров,..
пусть меня побьют, но я всё равно перечислю те, что достаточно часто используются в аниме:
комедия, трагедия, драма, фарс, научная фантастика, фэнтези, космическая опера, киберпанк (и стимпанк), апокалиптика (и постапокалиптика), боевик aka action (и полицейский, и гангстерский боевики - как его поджанры), боевые искусства (и самурайский боевик), триллер, хоррор (и вампирское аниме, как его поджанр), мистика, детектив (и мистерия, как поджанр), психология, романтика, мелодрама aka мыльная опера, повседневность (и школа, как её поджанр), приключения, война, история, сказка...
Кроме того, аниме, как и фильмы, могут быть ещё и образовательными, музыкальными, пародийными, что всегда придаёт им дополнительный оттенок...
...в аниме существуют:
Кавай - одновременно и жанр произведений, и стиль рисовки персонажей. "Кавайи" (яп.) - милый, привлекательный, красивый, маленький - это то, при взгляде на что ваше сердце сжимается от умиления. Идеальное кавайное существо - маленькая милая девочка 4-5 лет со светлыми волосами (с), однако существуют и другие распространённые до заштампованности варианты кавайности. Кавай как жанр чаще всего выступает в паре с романтикой, гаремом и фэнтези, повествуя о событиях в жизни этих самых кавайных персонажей, заставляя зрителя сопереживать им так, как сопереживают маленьким, а потому милым и уязвимым детям. Иногда кавай ещё называют "моэ", ибо аниме данного жанра лучше всего подходят для фетишизации.
Соответственно, гиперкавай - подчёркиваемый сверх меры кавай - это то, что является визитной карточкой аниме как искусства в нашем обществе - милые персонажи с глазами на половину лица ("Shakugan no Shana", "Kanon" и "Air", к примеру).
Спокон - аниме про спорт, про достижения и победы, про поражения и проигрыши. Как правило в таком аниме со временем возможности главного героя растут и совершенствуются, а психологическая составляющая играет в сюжете немалую роль.
Меха - аниме, в котором присутствуют "мехи" - разной степени огромности человекоподобные (обычно) роботизированные (тоже обычно) боевые механизмы, которые хотя бы отчасти управляются (пилотируются) людьми. Большинство мех тесно связаны с научной фантастикой и психологией, и по сути своей чаще всего они представляют собой классические героические сёнёны.
Махо-сёдзё (дословно: mahou shoujo - "девочка-волшебница") - аниме, в котором девочки обладают магическими сверхспособностями, и регулярно используют их как для спасения мира, так и в собственных личных целях. Махо-сёдзё чаще всего тесно связано с каваем, романтикой и фэнтези, и по сути аниме в этом жанре - практически всегда сёдзё. (Помните "Sailor Moon", да?). Типичной чертой классических махо-сёдзё являются хенсины - перевоплощения девочек в их магическую ипостась, обычно сопровождающиеся принятием ими характерных поз, произнесением определённых фраз - и зачастую - частичным или полным обнажением. (Благодаоя хенсинам экономятся немалые средства на анимацию: ведь одну и ту же последовательность кадров можно включать в сериал бесчисленное количество раз!)
Сэнтай (яп.: "оперативный отряд", "эскадрилья") - аниме, в котором для достижения успеха герои должны прибегать к командным действиям. Зачастую героям сэнтая приходится участвовать в противостоянии Добра и Зла - и благодаря скоординированным действиям персонажей (обычно - команды супергероев) победа остаётся всё-таки за Добром.  Традиционно в сэнтае каждый персонаж из команды героев ассоциируется с тем или иным цветом (обычно он носит одежду/костюм этого цвета). Сэнтаями одинаково часто могут быть и мехи, и махо-сёдзё, сэнтай в чистом виде (без примеси этих жанров) сейчас в аниме практически не встречается.
Эччи (этчи, этти) - эротика анимешного типа. Этимология слова "эччи" запутана донельзя - за свой недолгий срок жизни слово пропутешествовало на Запад, вернулось в Японию, попало снова на Запад - и там прижилось уже в современном нам значении. Эччи-произведения снимаются не столько ради самого сюжета, сколько ради фансервиса - сюжетно необоснованного полного или частичного обнажения персонажей, как правило женского пола. При этом сам сюжет зачастую остаётся на периферии, в то время как основное действие происходит вокруг этого самого обнажения. Чаще всего эччи-аниме создаются на основе популярных эротических симуляторов-игр (eroge - "эроге").
Гарем (haremcom, rabucomi) - прямое наследие другого популярного в Японии класса видеоигр - "симуляторов свиданий" (datesim'ов - "дейтсимов"). Типичный сюжет гаремника: имеется один простецкий и достаточно безвольный и безынициативный парень (дабы игроку/зрителю было проще себя с ним ассоциировать) и куча разномастных девчонок вокруг, просто души в этом парне не чающих (с чего бы?). Задача парня - выбрать самую-самую, но что делать, если ему нравятся все? Отличительная черта большинства гаремников - заштампованность женских персонажей и потрясающее скудоумие главного героя (исключения, конечно же, есть, но они единичны). Гаремники ориентированы в первую очередь на мужскую подростковую аудиторию, однако, как и в случае игр-симуляторов, для девушек-подростков создаются и "гаремники наоборот" - с кучей парней и единственной особью женского пола, вокруг которой эти парни увиваются.
Идору (исковерканное англ. "idols", идолы) - аниме о поп-культуре, об отдельных её представителях, о восхождении на Олимп славы. Поскольку в Японии поп-культура существенно отличается от нашей и западной - в первую очередь благодаря наличию и активному продвижению в ней массы короткоживущих идолов, данные аниме обычно по своему характеру чётко выделяются среди прочих.
Отаку - аниме о самих фанатах (аниме - и не только). Уникальный случай: взгляд на проблему изнутри (как например, в "Welcome to NHK" или "Genshiken").
Добуцу (яп.: "пушистики") - аниме про пушистых и добрых безвредных созданиях. Чаще всего они снимаются исключительно для детей.
Переходим к самому известному жанру аниме и его разновидностям... )))
Хентай - попросту говоря, анимешное порно. Иногда с бдсм, иногда нет, однако прямой показ сексуального контакта обязателен - иначе это уже эччи.
Яой - (дословно YAOI - "Yama nashi, imi nashi, ochi nashi"- "Нет кульминации, нет развязки, нет смысла") - именно такую характеристику получили первые яойные работы. Яой - это аниме о чувственной (часто - гиперчувственной) любви между двумя персонажами мужского пола, часто заканчивающейся трагедией и гибелью одного или обоих героев. Изображение сексуального контакта в яое обычно присутствует, однако главный упор делается именно на чувства, что неудивительно: исторически сложилось так, что яой - это в первую очередь женский жанр аниме и манги.
Юри - симметричный ответ яою, аниме о чувственной и сексуальной любви между двумя женскими персонажами. Ввиду совсем небольшого количества аниме, хоть как-то подпадающего под рамки жанра юри, этот "ответ" яою вышел весьма слабым. Юри ориентировано в первую очередь на мужскую аудиторию, однако сколь-либо широкого распространения само юрийное аниме (в отличие от разговоров о нём и юрийного додзинси) так и не получило.
Сёнён-ай - (дословно - "любовь мальчиков") - более мягкий вариант яоя, исключающий показ сексуальных отношений. Сёнён-ай встречается во многих произведениях аниме и манги с целью привлечения женской аудитории, причём его постоянно путают с яоем.
Сёдзё-ай - (дословно - "любовь девочек") - более мягкий вариант юри, исключающий показ сексуальных отношений. Как и юри, чистое сёдзе-ай тоже не слишком распространено, однако его элементы случается встретить в самых разных аниме - естественно, с целью привлечения мужской аудитории. Большая часть тех аниме и манги, которые часто называют юрийными, на самом деле сёдзё-айные.
Лоликон - вид хентая, основанный на половом влечении взрослых мужчин к малолетним девочкам (сам термин произошёл от имени набоковской Лолиты). Лоли - персонаж аниме, неполовозрелая девочка (слово употребляется применительно к героиням всех аниме, не только хентайных).
Сётакон - вид хентая, основанный на половом влечении взрослых мужчин к малолетним мальчикам.
Тентакли - вид хентая, в котором в роли половых органов выступают щупальца разноообразных монстров.

Немного о стандартных типах персонажей в аниме:
Сэмэ (яп.: "нападающий") - персонаж, играющий активную роль в яойной паре. Как правило, он традиционно изображается существенно выше ростом.
Укэ (яп.: "принимающий") - персонаж, играющий пассивную роль в яойной паре, однако часто являющийся инициатором связи. По традиции, он всегда ниже ростом.
Бисёнён (яп.: "очень красивый юноша") - расхожий штамп сёдзё, красавчик, обаяшка, любимец противоположного пола, наполненный под завязку всеми возможными достоинствами, включая некоторый намёк на распутность.
Бисёдзё (яп.: "очень красивая девушка") - аналог бисёнёна, только женского пола. Этот термин и типажи, на которых он основан, встречаются значительно реже.
Цундере - тип персонажа, изначально энергично выражающего грубость, неприязнь, и даже иногда агрессию, отвращение, активное пренебрежение к объекту своей любви - и лишь потом, по ходу действия, нам открывается его внутренняя нежная и ранимая суть (т.е. классическое "сначала бьёт, потом любит").
Соответственно, цундерекко - это девочка-цундере (наиболее яркий пример - Аска Сорью Лэнгли).
Яндере - тип персонажа, внешне уравновешенного, милого, тихого и спокойного, иногда даже стеснительного, но скрывающего внутри себя клокочущую бурю сильных эмоций и чувств, а зачастую - и прячущего за внешним "я" другую, тёмную сторону своей личности.
Соответственно, яндерекко - это девочка-яндере (не смотрите "Higurashi" - там они все такие!)
Нэка (яп.: "neko" - кошка) - тип антропоморфного кавайного персонажа, сочетающего в себе исходную человеческую природу и отдельные черты того или иного животного (как правило: ушки, хвост, лапки и некоторые особенности в поведении, всё остальное встречается намного реже). Нэки практически всегда женского пола, мужские варианты очень редки - только в произведениях, полностью или почти полностью состоящих из нэк. Нэки чрезвычайно популярны в среде отаку, ибо трудно оставаться равнодушным к несомому ими ударному заряду кавайности. ^-^
Однако всё же правильное название нэк - кемономими (kemonomimi); нэка же - просто сокращение самого популярного их вида - нэкомими (nekomimi), т.е. девочки-кошки.
Помимо самих нэкомими, кемономими бывают:
Усагимими / усамими (usagimimi / usamimi) - девочки-зайчики.
Инумими (inumimi) - люди-пёсики.
Кицунемими (kitsunemimi) - девочки-лисы.
Волчьи, птичьи, обезьяньи и прочие черты тоже встречаются среди нэк, но значительно реже.
Меганекко (яп.: "meganekko" - девочка в очках) - ставший уже классическим заштампованный донельзя образ скромной, стеснительной, послушной, милой девочки-отличницы (обычно с большим бюстом впридачу). Школьные аниме, гаремники, эччи и хентай практически всегда включают как минимум по одному персонажу этого типа.
Мэйдо - служанка, работница по дому. Мэйдо легко распознать - в аниме она всегда появляется в той или иной вариации наряда горничной. Популярный штамп, символизирующий послушную, услужливую и отчасти подчинённую и преданную героиню, часто встречается в сёнён-аниме, в моэ, в гаремниках и особенно часто - в эччи и хентае.
Немного о стандартных приёмах рисовки в аниме:
Супердеформед (super deformed) - общепринятый стиль в японском искусстве (не только в аниме), подразумевающий изображение человека в непропорциональном виде, "деформированном" виде.
Чиби (Тиби) - один из вариантов супердеформеда, в котором персонажи рисуются с непропорционально большой головой, обычно равной по размеру всему остальному телу. Чибики в аниме и манге обычно используются для усиления комической составляющей сюжета, ибо замена персонажа его собственным чибиком чаще всего означает проявление в нём детских черт, детского поведения, обычно не свойственного этому герою (как например в "KareKano").
Эмотикон - символьный знак в аниме и манге, отражающий эмоцию персонажа, появляющийся либо на самой фигуре персонажа (чаще всего - на голове), либо непосредственно рядом с ней. Эмотиконы могут изображать недоумение/непонимание/потерянность/ошеломлённость (капля), раздражение (несколько волнистых линий), злость/ярость/бешенство (крест, составленный из четырёх уголков), озарение (восклицательный знак) и прочее - причём чаще всего они интуитивно понятны зрителю и не нуждаются в особом истолковании. В более широком смысле под термином эмотикон понимают: а) всё многообразие японских смайликов б) всё многообразие символики, передающей эмоциональность общающихся в сети.
Суперфлэт (superflat) - движение в послевоенном японском искусстве, распространившееся в том числе на мангу и аниме. Работы, исполненные в этом стиле, чаще всего характеризуются отрицанием устоявшихся канонов кавайности персонажей, изображением их тел (и особенно - черт лица) в гротескной и диспропорциональной манере. (Например, среди аниме это "Noein", некоторые срединные серии "Eureka seveN" и "Welcome to NHK", седьмой эпизод "Аниматрицы"). Относительно данного стиля прорисовки существует множество шуток, высмеивающих попытки оправдать "криворукость китайских субподрядчиков-аниматоров" созданием якобы нового стиля в аниме, но истина, скорее всего, где-то посередине.
Ахоге (ahoge) - непослушная, "торчащая" прядь волос на голове у аниме-персонажа, часто используется для того, чтобы подчеркнуть некоторую несерьёзность, "детскость" героя. Две торчащие в разные стороны пряди чаще всего называют "антеннками".
Оданго (odango, odango atama) - особенность дизайна прически некоторых героинь аниме и манги, заключающаяся в том, что волосы персонажа по бокам заколоты наподобие двух шариков с косичками.
Бакуню (bakunyuu) - художественный стиль изображения женских персонажей с преувеличенным (иногда - даже за гранью реальности) размером бюста. Классическое поле действия бакуню-персонажей - естественно, хентай.
Немного о манге и официальной графике:
Мангака - автор (создатель, художник) манги.
Додзинсика (doujinshi-ka) - автор додзинси.
Танкобон - стандартный бумажный том манги.
Бункобан - том манги меньшего размера, но с более качественной полиграфией.
Канзенбан (kanzenban) - полное собрание манги.
Айзобан (aizouban) - коллекционное издание манги, обычно выпускаемое ограниченным тиражом с дополнительными бонусами.
Ёнкома (yonkoma, 4-koma, strip comics) - 4-х кадровая манга упрощённой рисовки и зачастую комической направленности, читаемая сверху вниз. (Самая известная из ёнком - "Azumanga Daioh!")
Гекига (gekiga) - манга, подчёркнуто реалистичный стиль рисовки которой отличается от общепринятого анимешного стандарта (например, нормальными пропорциями тела и лица человека).
Редикоми (redicomi, ladies' comics) - японское название дзёсэй-манги.
Оэкаки (oekaki) - изначально - наброски дизайнов персонажей, прикладываемые создателями в качестве бонусов к издаваемым томам манги. В настоящий момент под этим словом чаще всего понимаются встроенные в имаджборды графические редакторы, позволяющие онлайн сотворить относительно несложный арт - и разместить его тут же, на имаджборде.
Манва, манхва (manhwa) - корейские комиксы. От манги отличаются тем, что читать их принято слева-направо.
Манхуа (manhua, man hua) - китайские комиксы.
Артбук - официальное издание арта к аниме в виде художественного альбома, чаще всего представляет собой высококачественную полиграфию, источником графики для которого служат кадры из аниме, а также (обычно) черновые/рабочие наброски аниматоров, и в редких случаях - отдельные удачные работы фанатов.
Немного о музыке в аниме:
OST (Original Sound Track) - оригинальный саундтрек к произведению - альбом или несколько альбомов.
OP (opening) - опенинг, т.е. сама композиция, открывающая произведение, а также видеоролик и/или клип с этой композицией, а также сингл с этой композицией.
ED (ending) - эндинг, т.е. сама композиция, закрывающая произведение, а также видеоролик и/или клип с этой композицией, а также сингл с этой композицией.
Character song (Image album) - специальная композиция или альбом таких композиций - что в настоящее время встречается чаще - выпускаемый в дополнение к саундтреку аниме, посвящённый отдельному персонажу или образу. Издаётся на отдельном диске. Как правило, если для аниме существуют "character song"-диски, то их сразу несколько, обычно 3-5, по числу главных персонажей (но, например, к SHnY их 9, а к Lucky Star - целых 13).
Drama CD - специальный альбом, выпускаемый в дополнение к саундтреку аниме, представляющий собой аудиопостановку, события которой либо полностью повторяют узловые сюжетные моменты аниме, либо частично вращаются вокруг них, при этом дополнительно раскрывая характеры персонажей. Озвучивают персонажей этих драм те же сейю, что озвучивали и героев аниме.
J-pop - дословно: японская поп-музыка. Весьма специфична, традиционно существенно отличается от западного и российского аналогов - в первую очередь ещё меньшим вниманием к вокальным данным исполнителя, большей привязанностью к электронной музыке и сложившейся системой по продвижению массы короткоживущих "идолов" во все слои культурной жизнии молодёжи.
J-rock - соответственно, японский рок. Отличается от британского так же сильно, как и русский, причём часто с ещё большим "сползанием" в область поп-музыки.
Немного о переводе и озвучке:
Сэйю - голосовой актёр, чаще актриса. В Японии работа сэйю престижна и популярна, и во многом благодаря этому озвучивание аниме достигло поразительных высот качества. Лучшие сейю известны не меньше поп-идолов.
Рав (ров, равка, ровка) - (raw) - видеофайл с оригинальной озвучкой, без дополнений в виде иных звуковых дорожек и субтитров, оцифрованный непосредственно с DVD (реже) или HDTV - телевизионного канала высокой чёткости (чаще). В применении к манге рав - это чистый скан оригинала без каких-либо изменений.
Фандаб (фандаббинг) - дублирование японской звуковой дорожки русской дорожкой, сделанное энтузиастами-непрофессионалами.
Войсовер (voiceover) - способ фандаба, при котором русская звуковая дорожка накладывается поверх оригинальной, при этом практически её не заглушая. К сожалению, на сегодня это самый популярный и зачастую единственно возможный способ фандаба, что, наряду с его в целом посредственным качеством, служит причиной отказа основной массы анимешников от просмотра аниме с русской звуковой дорожкой.
Саб - субтитр.
Фансаб (фансаббинг, фэнсаб, фэнсаббинг) - дублирование оригинального звука субтитрами, сделанное энтузиастами-непрофессионалами. В настоящее время предпочитаемый метод просмотра аниме - русский фансаб с оригинальной японской звуковой дорожкой.
Ансаб (ensub) - субтитры исключительно на английском языке; а также видеофайл со вшитыми в него субтитрами на английском языке.
Хардсаб (hardsub) - "жёсткие субтитры", которые невозможно отделить от видеофайла без потери качества видео (.avi, .mp4 и др.).
Софтсаб (softsub) - "мягкие субтитры", располагающиеся в отдельном от видео файле (.srt, .ssa, .ass и др.)
Полусофт - .mkv-файлы, раздельно хранящие видео, звук и субтитры, и позволяющие относительно несложно отделить одно от другого без потери качества.
Полухард - .mkv-файлы, разновидность полусофта, в котором сам перевод серии хранится в отдельной дорожке субтитров, в то время как караоке для опенинга и эндинга "намертво" вшито в видео. Таким образом достигается экономия ресурсов для слабых машин, традиционно имеющих проблемы с воспроизведением караоке на экране.
Спидсаб (speedsub) - "быстрые субтитры", т.е. сделанные на скорую руку, без проверки качества - как правило - для популярной новинки.
Сканлейтинг - перевод манги на другой язык, связанный с работой по замещению части графики манги (диалогов, звуков и звукоподражаний, надписей на японском) на соответствующую графику иного языка.
Сканлейты - переведённые с японского страницы манги.
Немного об AMV:
AMV (Anime Music Video) - аниме-клип, построенный на творчески скомпонованной нарезке кадров из одного или нескольких аниме, синхронизированно демонстрирующихся под музыкальную композицию. Во времена всеобщей компьютеризации AMV-шки стали относительно доступным для рядового зрителя способом отобразить чувства, испытанные от увиденного в аниме, т.е. этакой вторичной формой искусства.
GMV (Game Music Video) - полный аналог AMV, за тем исключением, что исходные видеофрагменты берутся из анимированных роликов преимущественно японских компьютерных игр.
AKROSS - крупнейший российский конкурс, проходящий ежегодно среди любителей AMV, на котором голосованием выбираются лучшие клипы российских авторов; одновременно сайт этого конкурса.
VCA Award - крупнейшая и наиболее престижная мировая награда в аниме-клипмейкерстве, присуждается по номинациям открытым интернет-голосованием среди любителей всего мира. Клип, хотя бы даже просто номинировавшийся в одной из номинаций на VCA Award, считается отмеченным неким знаком качества.
Липсинк (lip-sync - дословно: "синхронизация губ") - один из способов синхронизации в AMV, позволяющий создать иллюзию того, что данный аниме-персонаж исполняет слова идущей параллельно музыкальной композиции.
Акынство (Акын - "что вижу, то и пою", т.н. "лирическая синхронизация") - способ подачи сюжета AMV, при котором действия на экране самым буквальным образом стараются повторить (визуализировать) текст музыкальной композиции, зачастую превращая этим сюжет самого AMV в череду бессмысленных и не связанных друг с другом событий. Акынство в меру многими считается приемлемым, но применённое чрезмерно, акынство убивает клип.
M@D AMV (MAD AMV) - трудоёмкое AMV, исполненное в высокопрофессиональной манере с применением сложных аглоритмов обработки изображений - и с его достройкой посторонними элементами неанимешной природы, в первую очередь массивами текста преимущественно на японском языке. Как правило, такие AMV делают сами японцы, причём исключительно на японскую музыку - и обычно на основе высококачественных исходников - будь то игры, аниме, или даже манга. При этом в M@D'е сама базовая картинка преображается настолько, что зачастую теряется её узнаваемость, ибо для данного типа работ связь с аниме часта, но вовсе не обязательна.
MEP AMV (Multy-Editor Project AMV) - многоавторские AMV-проекты, в которых группой авторов совместно создаётся единый AMV-файл большой длительности, но при этом сохраняется общность синхронизации и (по возможности) преемственность музыки, тематики и иногда даже сюжета. Обычно в MEP AMV каждый из участников делает свой небольшой AMV-кусочек по одному или нескольким избранным им аниме-источникам (этот кусочек редко когда превышает пару минут), придерживаясь изначально разработанного общего плана, после чего все фрагменты от разных авторов сводятся воедино координаторами проекта. Самыми известными сериями MEP AMV на сегодня являются пародийное AMV HELL, высокохудожественное RoS (Reflections of Style) и танцевальное DDR (Dance Dance Revolutuon).
И совсем чуть-чуть о языке и нравах:
Сугой (яп.) - круто, потрясающе, великолепно и т.п. Сугойный - крутой, отличный, и т.п.
Панцу - нижнее бельё, трусы. Панцушот - кадр с трусами.
Бака! - дурак.
Гайдзин - иностранец, неяпонец.
Бака-гайдзин - американец. ^-^
Хикикомори, Хикки - затворник, отгородившийся от общества, живущий в городе в полном одиночестве, обычно не занятый ни работой, ни учёбой.
НЯ! - первоначально это было звукоподражание мяукающей кошке, или, что чаще, мяукающей нэке. Впоследствии НЯ стало обозначать типичное слово-паразит нэк - и в таком виде прочно вошло в лексикон любителей кавая и моэ. На настоящий момент НЯ употребляется абсолютно произвольно и может означать всё что угодно - в зависимости от общего контекста, ситуации, темы разговора. Отдельная часть субкультуры анимешников (так называемые "кавайщики" - в первую очередь подростки) используют НЯ через слово - в качестве универсального междометия; другая часть отаку применяет НЯ исключительно как "пароль-отзыв" при идентификации другого отаку во враждебной им среде неанимешников; и наконец, в серьёзных анимешных кругах старой закалки "няканье" считается дурным тоном и безусловно осуждается.
Десу - изначально - вспомогательный глагол-связка в японском языке, не имеющий самостоятельного значения вне контекста. Однако в речи некоторых аниме-персонажей десу приобрело функцию слова-паразита, появляющегося почти в каждой фразе (например, у Суисейсеки из "Rozen Maiden"), вследствии чего употребление десу само по себе (как и НЯ) стало считаться некоторым атрибутом кавайности.
Всевышеозначенное благолепие совершенно честно уволок  с КуСи http://www.kubikus.ru/forum/topic.asp?T
Г-ну Andrew большой респект.
Там  ещё много интересной информации.

Отредактировано Дервиш (25 Сен 2011 20:20:43)

+2

3

Обращения.
Сан - вежливое обращение к старшему или равному, эквивалент обращения на "вы".
Кун - обращение к младшему или дружеское - к равному для мужчин, аналог "ты".
Чан - обращение к младшей или дружеское - к равной для женщин, аналог "ты".
Тян - обращение к ребёнку. Называть так равного - оскорбление.
Сама - очень вежливое обращение к старшему. На "вы" и по имени-отчеству.
Доно - обращение к тому, кто заслуживает безусловного уважения. К офицеру, например.
Сэнпай - старшеклассник. Или просто тот, кто дольше в данной фирме работает, но не начальник.
Сэнсэй - учитель. Имеет право указывать или командовать.

+2