Желтый Дом Графомана - Клиника ЖДГ

Объявление

Вы нужны ЖДГ!

Подробности ЗДЕСЬ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Желтый Дом Графомана - Клиника ЖДГ » Смотровая, операционная » Барбери Мюриель / Barbery Muriel


Барбери Мюриель / Barbery Muriel

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Барбери М.
Элегантность ежика

Издательство: Иностранка
ISBN: 978-5-389-00650-8
Год: 2010
Количество страниц: 400
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/51/728/51728052_1259360424_big.jpg

Аннотация:
Девочка-подросток, умная и образованная не по годам, пожилая консьержка, изучающая философские труды и слушающая Моцарта, богатый японец, поселившийся на склоне лет в роскошной парижской квартире... Что связывает этих людей, как меняется их жизнь после того, как они случайно находят друг друга, - об этом читатель узнает, открыв этот прекрасный, тонкий, увлекательный роман. "Элегантность ежика", второй роман французской писательницы Мюриель Барбери, прославил ее имя не только во Франции, но и во многих других странах. Она страстно влюблена в творчество Л.Н.Толстого и культуру Японии, и обе эти страсти она выразила своей книге.

=====================

Осторожно, спойлеры!

Удивительное дело: вроде бы книга - "полное фуфло" и герои раздражают, а тем не менее выбрасывать не хочется.  Наверное, по причине, что герои раздражают.

Что мы имеем в наличии? Два "дневника" - консьержки и девочки-гения. В аннотации упоминается еще и третий персонаж - богатый японец, но он появляется только к концу книги и лишь для того, чтобы... чтобы получилось написать финал. Но об этом чуть позднее.

Итак, консьержка. Кто такая консьержка для нас? Это - тетка-вахтерша, которая не хочет пропускать посторонних в общежитие, либо в один из столичных домов (да-да, дорогие москвичи, консьержками в основном только вы обзавелись, да Питер; все остальные В провинции в большинстве случаев обходятся без них, за ислючением жителей новых, "элитных" домов). Как мы относимся к вахтерше-консьержке? Да как к обычному препятствию. Раздражают они, если не мы жители этого дома. А в остальном - безликие существа, которые не мешают жить. Кто-нибудь задумывался об интеллектуальном уровне людей этих профессий? Вряд ли.

Но Барбери М. решила задуматься! И вот что получилось. Ее консьержка - эдакая серая мышь, ничем не примечательная внешне, даже страшненькая (к такому выводу приходишь, когда она на протяжении всей книги себя довольно подробно описывает, а в конце - даже пытается привести внешность в более-менее приличный вид, так же не обойдя стороной подробности этого процесса), но чрезвычайно начитанная, умная и вообще, эдакая Мисс Гениальность. Работая консьержкой в богатом доме уже много лет, старательно прячет свой ум за внешней аттрибутикой и тем, что она считает "стандартным набором" консьержки: ходит в черт знает чем; постоянно включает телевизор, хоть и не смотрит его; готовит всякую ерунду, чтобы шел запах из каморки; разговаривает "по-простецки"... Если сказать по-нашему - "корчит из себя дурочку".

И вроде бы сидит эта мышка, грызет гранит науки, никого не трогает - нам-то с чего нервничать? Если бы это была не книга, а реальность, то и не нервничали бы. А печатное слово воспринимается как нечто обращенное к читателю. И даже мысли героя - это словно монолог с трибуны. О чем же вещает французская консьержка? Да ни о чем. По большей части - о своей плохой жизни и о том, что все думают, какая она глупая, хотя на самом деле... Знаете, бывает такой тип людей, которые сделать ничего не могут, а только сидят и злобно хихикают в своем уголке, когда у других что-то не получается. Окликнешь - и сразу же тише воды, ниже травы, глядят преданными глазками... Впрочем, я утрировала, конечно. Мадам Рене преданными глазками не глядит, а лишь натягивает маску. Хотя, даже не это раздражает. Раздражают постоянные сетования героини на то, что в ней никто не хочет видеть человека. Проходящие лишь наблюдают пустое место, либо "нечто, что может передать письма, принять посылку, открыть дверь". И это - практически на каждой странице, где Рене думает, говорит, что-то делает. Она ведет себя глупо, зарывшись в собственные комплексы, намеренно, повторюсь, НАМЕРЕННО пряча свою индивидуальность, свой ум, и сильно переживает, что его никто не видит! Или брякнет что-то типа "почитайте то-то" и, словно стыдливая девица - прячет лицо в фартук, прячется в свою раковину. Она не ежик, у того хотя бы иголки есть и его никто не трогает, потому что он колючий. Рене - это слизень, нашедший раковину и заползший в нее, тихо тащится по грязи, собирая останки перегноя и восторгаясь самим собой: "ах, какой я умный слизень",  "ах, какой я хитрый слизень", "ах, никто меня не видит в этой раковине", "ах, люди не замечают моей идеальности только потому, что не доросли до понимания этого". И вдруг: "Ах, меня считают слизняком в раковине! Как же они несправедливы, эти глупы, тупые... трутни!"

Не понять нашему человеку, привыкшему вести философские разговоры на кухне, за станком, в среде офисного планктона и т.д., переживания какой-то там консьержки. Зачем прятать что-то, а потом обижаться, что его никто не видит? Почему она считает, что все консьержки такие тупые, какой она пытает казаться? Думается мне, виной всему гордыня.

Впрочем, оставим Рене в покое. У нас есть еще один персонаж - девочка-подросток по имени Палома. Умственно развитая не по годам, она собирается покончить с собой, никакого веского повода для этого, собственно, не имея. Ей кажется, что все кругом скучны и все скучно, поэтому нет смысла жить. Она много пишет в своем дневнике, называя каждую мысль "глубокой". Одна только проблема есть - автору-то может и удалось неплохо показать престарелую консьержку, а вот с девочкой промах вышел. Одно дело - знания, а другое - жизненный опыт. Какой может быть жизненный опыт у девчонки, которой 12 лет и которая жила в тепличных условиях (потому, видать, "с жиру-то и бесится")? Но нет, она рассуждает так, словно сама проводила статистические исследования поведения студентов, знает о том, как они себя ведут в каком-то там возрасте; Она критикует Фрейда, потому как сама, видать, великий специалист в психоаналитике, не иначе; она критикует поведение окружающих и вместе с тем - удивительно слепа в оценке собственного поведения, хотя и претендует на то, что во всем разбирается. В общем, перегнула палку Барбери М. с наделением девочки сверх-способностями в оценке других, сильно перегнула.

Но у нас есть еще третий персонаж! Это - японец Какуро, который вдруг решил объединить мадам Рене и Палому. Ему это удается. Хотя... Знаете, к чему этот мужской образ? А чтобы добавить немного романтики и "розовых соплей". Не смогла автор выйти за рамки женского романа, "сорвалась-таки"! Основная задача Какуро - говорить комплименты указанным выше дамам, развлекать их, изображая из себя джентельмена и т.д. Он - это рояль в кустах, неизвестно зачем притащенный сюда и неизвестно кем поставленный. Он нужен, чтобы консьержка могла, как в дешевых романтических фильмах, вскрикнуть от неожиданности и прикрыть лицо руками, а потом долго переживать, что кто-то раскрыл ее красоту... т.е., в данном случае, ум. И чтобы девочка Палома вдруг заинтересовалась жизнью и поняла, что она не одинока (да, теперь слизняка в ракушках два). Он окружает Рене красивыми вещами, опять же, как в романтических фильмах - дарит платье, чтобы она могла пойти с ним на вечер; узнает ее тайну и всеми силами старается объяснить, что все хорошо, что "все может быть между ними".

Короче, к концу книги меня уже начало подташнивать от того объема сахарной ваты, который пыталась в меня впихнуть автор "Ежика". Мало того, Барбери М. решила меня "добить" финалом. Видимо, ей показалось, что "чувств-с маловато", поэтому попыталась врубить на полную мощность трагедию. Увы, но неожиданная смерть Рене не вызвала во мне ни капли сочувствия, только... опять это раздражение! Знаете, для чего автор убила свою главную героиню? А чтобы та могла пропеть все арии. Это как в опере - актер не умрет после прямого выстрела в грудь до тех пор, пока не допоет все строки, и только потом "внезапно" умирает. Ага. А бывает, еще и подергается немного, спохватится, вспомнит, что еще что-то не допел, приподнимется... Короче, смерть Рене - это чтобы она могла вылить ведерко слез и послать "прощальные письма" Паломе, Какуро, бывшему мужу, подруге... И поверьте мне, там в каждом "письме" не одно-два слова. Думаю, если бы актеры в опере так долго умирали, их бы зрители сами пристрелили.

Заключение
Книга полна банальностей. Конечно, для читателей помладше, либо для "неподготовленных" читателей она может быть самым настоящим откровением.

0

2

Krokozyabra ну, ГГероинь жалько - так что авторша своей цели достигал. Если это была её цель...

0

3

Андреев
Наверное, я очень жестокая, но мне не было жалко ни Рене, ни Палому. У Паломы типичный "переходный возраст" - многие через это проходили, из него надо просто вытаскивать таких подростков, но ничего общего с жалостью это не имеет. А Рене хотелось самой добить, потому как раздражала :)

0

4

Krokozyabra - Палому вытащить некому... А Рене угробила свою собственную единственную жизнь.

0


Вы здесь » Желтый Дом Графомана - Клиника ЖДГ » Смотровая, операционная » Барбери Мюриель / Barbery Muriel