Динозавр
Спорить о том, к какому жанру относится рассказ - фантастике или фэнтези - не имеет никакого смысла, потому что ни фантастика, ни фэнтези жанрами не являются.
Все-таки являются. Тут просто все зависит от терминологии. Кто-то называет повесть, роман, рассказ и т.д. жанрами, а кто-то считает их видами литературы. С другой стороны, литературные жанры все-таки этим списком не ограничиваются. Вот, например (с авторитетными источниками некоторая напряженка на работе ):
Поскольку в художественном творчестве объединяются познавательные, идейно-оценочные, образно-созидательные устремления и поскольку каждое из них действует избирательно, постольку выделение художественных жанров идёт одновременно по нескольким направлениям, закономерно друг с другом связанным. Так, познавательная избирательность художественного творчества порождает серию жанров, отличающихся по предмету отражения: например, исторический, семейно бытовой, детективный, научно-фантастический и др. — в литературе, драматургии, киноискусстве; пейзаж, портрет, натюрморт и др. — в живописи; с другой стороны, познавательная ёмкость творчества во многом определяет жанровые различия романа, повести и рассказа или пьесы и скетча, или песни и кантаты, или индивидуального и группового портрета.
Большая советская энциклопедия.
А вот в старой энциклопедии даже роды литературы предлагается считать жанрами, и, тем не менее, обратите внимание на заключительный пассаж:
ЖАНР (поэтический) — определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как например, к авантюрному роману, шутовской комедии и т. п.
Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
А принадлежность фентези к жанрам (кстати, не только литературным, но и, например, художественным) у современных справочников сомнения не вызывает:
ФЭНТЕЗИ
[англ. fantasy - фантазия] - литературный жанр, возникший в первой половине XX столетия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между научной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран (напр., «Калевала» или «Беовульф»). Ф. богат поэтическими причудливыми образами, представляет сверхъестественные и нереалистические события и характеры. Основоположниками считаются американец Р. Говард и англичанин Р. Толкиен.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
вот:
фэ́нтези
(англ. fantasy) литературный или кино-жанр, сочетающий в себе черты фантастики, сказки, мифа или эпоса
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
или же вот:
ФЭ́НТЕЗИ (англ. phantasy букв. — фантазия), жанр литературы и искусства, примыкающий к научной фантастике, но в более свободной, «сказочной» манере использующий мотивы дальних перемещений в пространстве и времени, инопланетных миров, искусственных организмов, мифологию древних цивилизаций. В изоискусстве элементы фэнтези часто сочетаются с абстракционизмом, сюрреализмом (см. СЮРРЕАЛИЗМ) или претворяются в фантастический реализм (см. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ).
Энциклопедический словарь. 2009.
Поэтому называть фентези и научную фантастику жанрами все-таки правомерно.
Динозавр написал(а):Рассматривать отдельно все выбранные Тенем рассказы, имхо, бессмысленно, потому что кандидат в мишени уже выбран.
Ой, Динозавр, да не нужны никому эти рассказы. Весь сыр-бор затевался не ради них, а ради конкретно вот этого пассажа:
Мааэринн написал(а):А насчет авторского самоопределения, так вот только спорили о том, что у автора оно неправильное. Значит-таки может быть неправильным?
Пользуясь случаем, уважаемый Мааэринн, проясню вам свою позицию по этому вопросу еще раз: дуэлянты просили рассказы в жанре фентези. Следовательно, для того, чтобы попасть в конкурсный отбор, рассказ должен был быть заявлен автором как фентези. Если автор говорит, что написал «фантастику», а сам в итоге написал фентези – это не наши проблемы, это его проблемы, о чем я вам русским языком говорила в соответствующей теме. Если же случится так, что в ходе обсуждения дуэлянты сумеют доказать, что представленный им рассказ – не фентези, хоть и определен автором как таковой – ради бога.
Мааэринн написал(а):Кхмер небезызвестный или, быть может, Паветта написал(а):
Я стесняюсь спросить, какое отношение разговоры неизвестно кого неизвестно с кем неизвестно о чем имеют к нам?
Мааэринн написал(а):enka, я вот не знаю. Вы это специально так делаете, из желания личного подкусывания, или правда уверены в своей правоте?
А мне вот любопытно: вы на мне язвить учитесь? Садитесь, плохо. Язвить без явных оскорблений вы еще не научились. Тренируйтесь больше. А вообще-то, да, я уверена в своей правоте.
Мааэринн написал(а):Исходя из определения в скобочках, многочисленные миры Амбера, в которых присутствуют их творцы - это миры субъективного идеализма, лежашие между идеальным образом, нарисованным Дваркином (то есть, порождением его разума, опять же субъективно-идеалистическим миром) и полным хаосом. Миры эти творят персонажи и творческие возможности их ничем, кроме их разума, не ограничены: что хотели - то создали.
Исходя из определения в скобочках, имею вам сказать, уважаемый Мааэринн, что в философии вы разбираетесь примерно так же, как в литературных жанрах.
А Желязны читали по своему обыкновению: не то, что написано, а то, что вам хочется. Поскольку вы явно глубоко неравнодушны ко всяким творцам, то они вам на каждом шагу мерещатся. Меж тем, путешествия многочисленных персонажей по Отражениям не есть творение миров. Они ищут нужные им Отражения, а не создают их. Создателем там числится Дворкин (хотя почему вдруг вы объявили его Лабиринт «идеальным образом», для меня, честно говоря, загадка), Корвин и… ну, и все, в общем-то. И создают они не «неограниченным разумом», а собственной кровью и артефактом. Причем, оба понятия не имеют, что у них в итоге получится, следовательно, утверждение «что хотели - то создали» мы отметем как несоответствующее действительности.
А теперь пару слов о философии: право, вы так смело отсылали меня к учебнику... А сами-то давно его перечитывали? А вот если б почитали, то заметили бы, что в идеализме главное не объективность-субъективность, на которую вы так напираете, а примат идеи по сравнению с материей. А из этого нехитрого постулата следует, что мир идеализма – будь он объективным или субъективным – существует ровно до тех пор, пока существует разум, его создавший. Получается, что будь Амбер миром субъективного (по вашей классификации) идеализма, ему следовало схлопнуться в момент смерти Дворкина. Далее: мир какого угодно идеализма не может не следовать воле создавшего его разума, а оба лабиринта обладают собственной волей. Так что не срастается что-то с идеализмами-то вашими в Амбере.
Мааэринн написал(а):В этом и состоит сходство Янтарных хроник с "Камнем на дне". Там тоже действие происходит в мире, сотрворенном главным героем по личным представлениям и желаниям, без каких-либо ограничений извне. Назовите этот жанр как хотите, мне лично все равно, у меня нет предубеждений, но это явно один жанр.
Ого-го.. а я-то по неграмотности своей думала, что мотив это. А оказывается целый жанр? Забавно.
Отредактировано enka (30 Сен 2011 16:37:17)