Шани написал(а):Почему гуситская трилогия - не магреализм? Это так, в порядке размышлений.
Не-не-не... гуситы - не магический реализм. Обычное историческое фентези. А это все-таки совсем другой зверь. Изначально вовсе даже латиноамериканский.
Вот, собсна, умные люди пишут:
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
- термин, функционирующий в латиноамериканской критике и культурологии на различных смысловых уровнях. В узком смысле понимается как течение в латиноамериканской литературе 20 в.; иногда трактуется в онтологическом ключе - как имманентная константа латиноамериканского художественного мышления.
Сама история термина отражает существенное свойство латиноамериканской культуры - поиск "своего" в "чужом", т.е. заимствование, переиначение западноевропейских моделей и категорий и приспособление их для выражения собственной самобытности. Формулу "магического реализма" впервые применил немецкий искусствовед Ф. Ро в 1925 по отношению к авангардистской живописи. Она активно использовалась европейской критикой в 30-е гг., но позже исчезла из научного обихода. В Латинской Америке ее возродил в 1948 венесуэльский писатель и критик А. Услар-Пьетри для характеристики своеобразия креольской литературы. Наибольшее распространение термин получил в 60-70-е гг., в период т.н. "бума" латиноамериканского романа.
Понятие магического реализма обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкретному кругу произведений латиноамериканской литературы 20 в., которые имеют ряд специфических черт, принципиально отличающих их от европейского мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произведениях магического реализма - повести А. Карпентьера "Царство земное" и романе М.А. Астуриаса "Маисовые люди" (оба 1949), таковы: героями произведений магического реализма, как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей латиноамериканской самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магическое мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях магического реализма личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифологического сознания, которое становится главным объектом изображения и тем самым произведение магического реализма обретает черты психологической прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифологического сознания; в результате изображаемая действительность подвергается различного рода фантастическим аберрациям.
Поэтика и художественные принципы магического реализма в немалой степени сложились под влиянием европейского авангардизма. Общий интерес к первобытному мышлению, магии, примитиву, охвативший западноевропейские интеллектуально-художественные круги в 1-й трети 20 в., стимулировал интерес латиноамериканских писателей к индейцам и афроамериканцам. В лоне европейской культуры была создана и концепция принципиального отличия дорационалистического мышления от цивилизованного. У авангардистов, главным образом сюрреалистов, латиноамериканские писатели заимствовали некоторые принципы фантастического преображения действительности. Вместе с тем в соответствии с логикой развития всей латиноамериканской культуры все эти стимулы и заимствования были обращены на свою культурную почву, переиначены, приспособлены для выражения чисто латиноамериканского мировидения. Абстрактный дикарь в произведениях магического реализма обрел этнокультурную конкретность и явственность; концепция разных типов мышления была проецирована в плоскость культурного, цивилизационного противостояния Латинской Америки и Европы; сюрреалистический надуманный сон сменился реально бытующим мифом. Т.о. идеологическую основу магического реализма составило стремление писателя выявить и утвердить самобытность латиноамериканской действительности и культуры, идентифицируемой с мифологическим сознанием индейца либо афроамериканца.
С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г.
Так что магический реализм - это в первую голову мифологическое сознание и латиноамериканцы. Маркес, Борхес, любимый мною Кортасар (правда, после него лучше выпить, чтоб могзги на место встали )
Помню, как-то еще читала статью Топорова, где он утверждал, что магический реализм всегда завязан на конкретной местности, причем на ее темной магии. И говорил о латиноамериканском, немецком, балканском (в лице Милорада Павича, натурально) и уральском (про который, собсна, статья и была) магреализме. Только уральские имена, которые он там называл, мне ничего не сказали, потому благополучно прошли мимо моего незамутненного сознания.
ToB. CyXoB написал(а):А вот небезызвестный "Волкодав" Семёновой - это что, барышня, как полагаете?
Фентезятина это. Притом не самая кошерная.