Выкладываю обоснуй.
Никита
Рецензия на произведение, выполненная в виде самостоятельного рассказа, может быть увлекательна для читателя, но при этом имеет один существенный недостаток: отсутствие хорошей конкретной критики. Главное здесь не увлечься собственной историей, стараясь сделать критику интересней. В данном случае рецензент старался, и с точки зрения легкого обзора, не осуждающего и не восхваляющего оцениваемую историю, получилось очень даже неплохо. Но, к сожалению, неплохо для фанфика (и, собственно, для того, кого заинтересовал рассказ, и кто бы хотел получить продолжение в таком же роде), автору такая рецензия могла бы мало чем помочь, и выделенные критиком логические ошибки он сам мог бы спокойно оспорить, впрочем, как и те, кто читал (или даже не читал) рассказа, в них нет нечего особенного, чтобы заострять свое внимание. Создается даже такое впечатление, что рассказ настолько хорош, что в нем есть-то и плохого, что эти мелочные двояко воспринимающиеся с точки зрения приемлемости в художественном тексте, словосочетания. Но «гулко» или «глухо», «клокотать», «бриллиантовая пыль» в контексте самого рассказа смотрятся вполне нормально, не вызывая особых противоречий. Повторы тоже не так важны, но именно придиркам и замечаниям отведена большая часть рецензии, нежели анализу.
Аккуратными шажками выражал критик свое мнение в начале, не говоря однозначно, и эта тенденция держалась практически до самого конца; из всей рецензии я увидела только в окончание несколько предложений о том, что из себя представляет текст по мнению конкурсанта:
«….хорошо начинавшуюся, светлую, добрую сказку, не лишенную юмора и некоторой иронии, включать такую пошлость, а?»;
«….в добрую сказку с претензией на философию».
И наконец «официальный» вывод, а не сказанное мельком отношение в разборе нюансов:
«Она сейчас маленький алмазик: такая же не обработанная, хоть и с потенциалом. Захочет автор - отшлифует до бриллианта»
Т.е. критик не изменил себе - выражать все неопределенно, и благополучно завершил свой рассказ на той же ноте, с которой и начал.
Когда я читала в первый раз этот рассказ, мне не совсем была ясна его идея, я даже не была уверена, а юмор ли это или автор пишет все с серьезностью; в общем, как сказал бы, Гоголь, это было «черт знает что», и конкретного ответа к этому «черт знает что» я в данной рецензии не получила. Были выявлены «ошибки», выражено неясное отношение к тексту; сами слова о том, что представляет из себя произведения теряются в развивающейся параллельно с критикой ситуации о несмышленой девочке Алисе и ее наставнице тете Агате.
Единственное, что действительно понравилось, в рецензии, так это уместный эпиграф, которым можно было бы высказать все отношение к рецензируемому произведению. По сути, если бы критик оставил, как рецензию только эти строчки из Филатовской Золушки, думаю, его бы обзор намного выиграл, чем то, что получилось впоследствии после эпиграфа.
Мааэринн
Несмотря на отсутствие краткости, в данной рецензии можно увидеть то, что действительно может дать представление о тексте с точки зрения рецензента. Проведен анализ, сделаны обоснованные выводы, с которыми даже хочется согласиться, хотя порой, кажется, что критик под воздействием вдохновения увидел намного больше, чем увидел бы без оного.
Рецензию спокойно можно сократить наполовину, и явно на верхнюю. Вопросов (от самого автора разбора) в этой части так много, что порой в них теряешься. Одни из них действительно относятся к тексту:
«Вот только вопрос, правда ли Рене зажигал звезды, те самые звезды, вокруг которых роятся планеты, полные загадок, парадоксов и даже может быть (о, бог мой, почему нет?!) жизни?»
(Хотя причем здесь загадки, парадоксы, «и даже может быть» жизнь?)
Другие не совсем: «Правда ли автор рисует нам юного бога, творящего миры?»
(Идея рассказа медленно перекочевала из легкой сказки, написанной по фильму в глубокую философию…)
Третьи вообще летят в космическое пространство: «Было ли, в конце концов, ему радостно и больно, когда у зажженных им звезд, в сотворенных им мирах зарождались, росли и гибли биосферы и цивилизации? Любил ли он их всех, как они надеялись?»
Все эти лишние рассуждения, явно придающие рецензии водянистости, уменьшают желание прочитать ее до самого конца. И даже эпиграф навеян критику не самим анализом текста, а скорее вдохновением.
В целом обзор неплох. Начало хорошее, ведь критик приступает сразу к делу, объясняя, что данное произведение основано на героях советского фильма (заметим, что в рецензии у предыдущего конкурсанта это тоже сказано, но мельком, так, что даже если и заметишь, то не смекнешь), середина пространная (причем это пошло по на накатанной: от общих рассуждений автора на свои темы, не имеющие к рецензируемому тексту никакого прямого отношения к пространным вопросам, которые обычно задают небу герои аниме (и не только); резкий переход на анализ действительно освежает, и единственное, что вводит в смятение, так это почему же критик не начал его скорее.
Но мне кажется, в данной критической статье, упущено самое главное, а именно то, что текст не настолько серьезен и сложен, чтобы проводить глубокое осмысленное исследования по нему. Это просто история, где-то ироническая, где-то сатирическая, где даже не требуется особая проработка персонажей. Где психологизм (на отсутствие которого так сетует критик) и не нужен, потому что идея не в мальчике, а скорее в какой-то недосказанной мысли, которая заменяет мораль, и которая вполне очевидна к концу.
ЗЫ Мой выбор - рецензия Мааэринн, в ней хотя бы есть анализ.
Отредактировано Цап-царап (18 Сен 2011 16:26:42)