1. Алекс Винник
2. http://samlib.ru/a/aleks_winnik/
3. Со всеми
4. "Хочет стать писателем"
Добавлено Динозавром
Если кто-то хочет посмотреть примеры, в профиле есть строка - Вебсайт.
Есть, есть
"Хан Алтай" http://samlib.ru/a/aleks_winnik/khanaltay.shtml
Жанр - сказка, исполнение - стилизация под сказку народную. Выполнено неплохо, размер и ритм, в основном, выдержан, соверменная лексика практически не проскакивает, что тоже порадовало немало, общение с животными придает дополнительный оттенок сказочности - и это тоже плюс.
Фабула - жадный хан из беспокойства за сохранность своего капитала ищет, где бы можно его укрыть.
Идея... А вот тут задумалась.
Наверное, не открою Америки, если скажу, что когда читатель принимается за текст, то вольно или невольно начинает просчитывать, про что бы это все могло быть и чем всё кончится. Тем более сказка со своим ограниченным набором схем (да-да, их самых! ) простора фантазии не дает.
Возможные варианты таких схем промелькнули и были отброшены по мере прочтения:
1 - Это сказка с моралью: про жадного хана, который будет за свою жадность наказан.
Не угадала.
2 - Это сказка космогоническая: про происхождение несметных сокровищ на Алтае или еще про что-нибудь такое же глобальное и геологически/географически верное
Опять мимо.
3 - Неужели это про то, что только избранный сможет забрать сокровища?
Ага, есть!
Но тогда возникает целый ряд вопросов по композиции и характерам:
1) Гротескная жадность хана неожиданно теряется, сходит на "нет": ожидаемый и логичный ответ на вопрос, кому должны достаться сокровища, человек, жалевший гроша ломанного собственным детям, отвечает: достойному. "Достойный" в понятии скупца - это кто? Такой же жадный? Еще жаднее? Иное? Какое именно? А если хан от жадности излечился, то в тексте это никак не описано, и читателю остается лишь гадать и дивиться. А вот если бы в процессе скитаний произошли некие события, в результате которых хан осознал всю пагубность своих меркантильных заблуждений, то отказ его от сокровищ в пользу "достойного" - и характеристики этой достойности не вызывали бы недоумения.
2) Зачем для охраны сокровищ в пещере, в которую несколько дней спускаться, и вход в которую скрыть так же легко, как открыть - ударом лапы Алтая по камню - понадобилось чудо подземное? Да, я понимаю, что кандидату в "достойные" горазно интереснее биться с ним, нежели со всемогущим и благодушным Алтаем. Но есть ли иные причины?
3) Зачем Алтаю превращаться в волка для разговора с дочерью владетелей подземного царства Карой? Просто для добавочной порции сказочности, или он выступал там под "псевдонимом"? Имитировал кого-то (кого?)? Или это была его привычная форма для перемещений в подземном царстве? И что было бы, если бы он предстал в своем обличье? Были ли они с подземным семейством врагами? Соседями? Нейтральны? Осталось непонятным.
4) За одно предложение до конца появляется условие, что достойный должен не только открыть пещеру заветным ключом, но и убить Кару волшебным мечом, который должен еще и заговорить некий шаман... Рояль меч в кустах? Раньше про него ничего не говорилось - только про достойность. Как бы ее ни понимал сперва хан, потом Алтай и, в конце концов, Кара (поправьте меня, если представления о достойности человека кучи денег в понимании скупердяя, мифического олицетворения гор и дочери хозяйки царства мертвых (тоже далеко не мотовки, по характеристике автора) не диаметрально противоположны. Единого же критерия не обговаривается нигде).
Свободные ассоциации: (не бейте меня ничем тяжелее подушки, пожа-а-а-алуйста!!! ) - с "Заветным имечком" Бажова: скрытые в горе сокровища, ожидания достойного, которого все нет... Хотя стиль изложения и сюжет, конечно, разнятся
Насекомые:
А сам жадный настолько, что вместо монеты золотой коня готов отдать.
Это уже не жадность - это уже болезнь, старческий маразм: для степняка, тем более жадного, конь всегда дороже золота. И приданное, и богатство всегда измерялось табунами, не деньгами. Если же эта степень жадности действительно задумывалась как патология, то этот момент можно прописать точнее, чтобы таким недоумений, как у меня сейчас, у читателя не возникало.
Сон не иначе вещий
С чего он взял? Аргументировать бы неплохо: например, если бы сны ему не снились, или не запоминал, или снились, но не цветные и широкоформатные... Как-то так
много советов давали, ни один не подошёл.
Один из тех случаев, когда современная лексика подпортила хорошую стилизацию.
Не пришелся по нраву? По вкусу? По нутру?
И к тому же, не уверена, что "совет" употребляется с "подошел".вокруг богатств огромная гадюка чёрная ползает, кольца вьёт, хвостом машет.
а несколько строк ниже:
по моему золоту ползает
Так "вокруг" или "по"? И имеет это значение, или нет? Если даже нет - точности хочется, дабы не сомневаться
живёт в горах по соседству.
Не употребляется.
Если нужно указать, что горы недалеко, лучше будет выразить как-то вроде "в трех днях пути на север", или "что на юге, в пяти днях моего полета"...Лишь руками разводили, на горы показывали, мол, там где-то.
На горы? А сами горцы где?
Может, "на горы вокруг"?солнце ешь
Что имелось в виду - понятно ("греешься, впитываешь солнечные лучи").
Что получилось - непонятно.Долго по ущельям скитался, много селений объездил.
И несколькими строками ниже - почти полный повтор конструкции:
Долго по горам и ущельям ездил
Есть и иные повторы, особенно в конце, но на них, равно как и на знаках препинания, останавливаться не буду.
нашёл озеро заветное.
А как он узнал, что оно заветное? Критери заветности для ящерицы и него - в студию
Долго на стоянке стоял
Извините, но так и подмывает продолжить: "...а потом заплатил за парковку и поехал дальше"
рядом скала неприметная
- слова ящерицы, и дальше:
никак скалу заприметить не мог.
Скалу-то я и не приметил?
Почему? Она была заговоренная на отвод глаз? Очень маленькая (камушек)? Скрытая за другими? Но тогда до нее добираться было и добираться еще?- Спрячь моё золото, хотя бы половину, а вторую себе возьми. Да так, чтобы никто до него не добрался.
До кого не добрался? Автоматически последующее предложение привязывается к окончанию предыдущего. Чтобы смотрелось, можно перекроить: "Спрячь моё золото, да так, чтобы никто до него не добрался. А половину себе возьми".
Лапы тигра огромного, тело оленя благородного, голова беркута отчаянного, взгляд орла премудрого.
- описание Алтая. Но несколькими строками раньше читаем слова ящерицы:
горы и камни это тело его, вода горячая иль студёная - кровь, деревья и трава - волосы его, а звери и птицы - разум.
Она ошибалась? Или первое - некое воплощение второго? Если да, то хоть какую-то ниточку надо перекинуть между двумя описаниями.
Эрлик из преисподней раньше времени злорадствовал
Кто-кто-кто-откуда?..
В смысле, кто такой Эрлик, и откуда в сказочном древнем мире появляется преисподняя - гораздо более поздняя концепция? "Подземное царство" смотрелось бы гораздо органичнее.Лучше на родной земле умру, среди жён, сыновей и внуков.
"Я хотел бы умереть среди друзей", - промолвил Цезарь.
Это я к тому, что логика отсутствует: раньше - финансовый детоненавистник, теперь, после того, как узнал, что заговор против него дети готовят, воспылал к ним любовью?
Или читатель что-то пропустил, или авторСтукнул Хан Алтай лапой по склону
"Склон" - не смотрится. "Склон" - нечно рельефно-определяющее, масштабно-геологическое. Следовательно, Алтай в глазах изумленного ситателя тут же вырастает до размеров соседней (с) горы. "Скала" тут вписалась бы не идеально, но нормально.
Хан Алтай знак, где богатства спрятал, на видном месте поставил
Пять раз перечитала - не поняла, что и где было поставлено.
"Место, где богатства спрятаны, хан Алтай знаком заметил видным"
Как-то в этом духе?У того жена есть Камхана
Предложение не согласовано - "была жена"
...а у неё дочь Кара-воительница, до золота охоча. Обернулся хан Алтай чёрным волком, к ней и отправился.
"...и к ней отправился"?
Инверсия тут изляшня.Пришёл в тёмные края (...), где день, что ночь, одна тьма.
Лишнее, потому что раньше упоминалось, что
во владения Эрлика, где нет солнечного света
Завыл призывающе
Призывно
дождался, когда Кара зов услышит, появится и сказал:
Не читается.
"...зов услыша, появится"? "...зов услышит да появится"?- Есть работа для тебя простая, да приятная
Напоминает диалог из боевика: "Слушай, детка, у меня тут для тебя работенка имеется..."
сокровища золотые охранять
Не употребляется в таком сочетании. С чем-то одним нужно распроститься.
У меня такого добра под каждой горой вдвое больше, а тебе польза.
1) В смысле, у него под каждой горой - монеты? Собственный монетный двор? Традиционное место для укрытия фамильных драгоценностей окрестными жадными ханами?
2) А какая ей польза? Какая вообще змее в горах польза от денег? Магазины далеко...Обрадовалась Кара возможности (...) жадных людей по изводить.
Современный оборот ломает стилизацию.
Только достойный сможет знак увидеть, ключ с неба достать, пещеру отворить, а Кару мечом заговорённым убить.
А заманивает она всех, кто мимо проходит, или только искателей? А как она одних от других отличает? А если достойный придет - она его тоже заманит? Или он ее сразу - секир-змеиная голова? А меч у него откуда возьмется - кто ему намекнет, что неплохо было бы прихватить не только сундук, но и меч-кладенец?..
П.С. А еще хорошие книги (классику ) нужно читать, чтобы выработать чувство языка и "золотыми сокровищами" хорошую сказку не портить
Отредактировано Коша (26 Окт 2011 22:30:14)