Что это на вас напало, мэм Тафано? У вас какой-то избирательный когнитивный паралич. Вы перестали отличать схему от описания? Гомеоморфизма перебрали? Или в МГУ логику отменили? Вот уж никогда, чесслово, не подумала бы, что буду для вас толковым словарем работать. Схема, мэм, схема – это так просто! Обобщенный образ, объясняющий устройство чего-либо. Соответственно, следуя схеме можно собрать рабочий экземпляр этого самого чего-либо. Например, по схеме электрической цепи можно собрать эту самую цепь. Хотите из синеньких проводочков, а хотите и из зелененьких. Так же и тут. По схеме можно насочинять сказочку. Хотите, про трех рыцарей, а хотите про Ивана-царевича с братьями. Все еще не улавливаете? Вдвойне удивительно, потому что вот это кто говорил, не напомните?
Серьезный дядька, сказочная схема - это просто классический сказочный сюжет, это схема, струкутра истории.
Вы не поверите, но филологи, которых вы там кокетливо помянули, понимают под «сказочной схемой» ровно то же самое – обобщенную структуру сказки, композицию, сюжет. Ключевое слово: обобщенную. А под синопсисом в литературе понимают краткое изложение конкретного художественного произведения. Ключевое слово: конкретного. Смекаете?
Тогда продолжим увлекательное чтение словарей. Переходим к определению слова «сюжет». Сюжетом, уважаемая мэм Тафано, в литературе называются «события, воссоздаваемые в их причинно-временной связи и излагаемые в порядке, соответствующем художественным целям произведения». Ключевые слова: причинно-временная связь и порядок. А не сваленные в общую кучу надерганные, фиг знает, откуда, «узловые точки».
А теперь давайте взглянем на то, что предлагаете нам вы:
Тафано написал(а):Слово "схема" я использую потому, что все персонажи и события сказки ориентированы на строго определенные функции и обладают изначально заданными свойствами.
В общем, все верно, да.
Тафано написал(а):Схем построения сказок бывает много. Я предлагаю одну из "сказочных схем". В ней есть следущие "узловые точки":
Это смотря каких схем и смотря каких сказок. У волшебной сказки, на которую вы нам тут усиленно намекаете, – только не удивляйтесь – всего одна классическая схема. Вот така фигня.
Тафано написал(а):Наличие абсолютно всемогущей сущности, аксиоматическое. ("Жил-был самый великий и всемогущий волшебник".)
Бред. Простите мой клатчский. Ни одна классическая волшебная сказка никогда в жизни не имеет дела с демиургом. Так что наличие этой вашей «сущности» не только не аксиоматично – оно вообще не из сказки.
Тафано написал(а):Наличие некого результата его деятельности, которое служит основой интриги всей истории.
Может, «некий результат» чьей-нибудь деятельности и может служить основой интриги какой-нибудь истории, но только не волшебной сказки. Не бывает у нее такой завязки. Точка.
Тафано написал(а):Причем цель создания необоснована, по принципу "я волшебник и я так хочу" ("Однажды создал он волшебную страну, полную самыми драгоценными сокровищами.")
Верно, сказка иногда умалчивает о мотивах поступков героев в завязке.
Тафано написал(а):Наличие строго определенного количества (например, 3, 7, 12) попыток завладеть этим "результатом деятельности".
Утроение действия – да, мотив фольклорный. (Насчет усемерения и удвенадцатирения я не была бы столь категоричной)
Тафано написал(а):Для этого "снаряжается рыцарь", то есть некто, специально предназначенный для выполнения таких работ. Иначе говоря, функции "рыцаря" в истории сужены до строго определенного вида работ. ("Один отважный рыцарь отправился за сокровищами и погиб. И второй рыцарь, отправившийся вслед за первым, тоже погиб. Тогда отправился в путь третий рыцарь у которого был заветный талисман.")
Мгм… функция рыцаря сведена до определенного вида работы: пойти со вкусом убиться об волшебника? Серьезно?
Видите ли, уважаемая Тафано, персонажей в волшебной сказке ровным счетом семь. А функций тридцать одна. Так что не сходится пасьянс-то.
Тафано написал(а):Наличие четкого указания, каким образом можно достичь желаемого, т.е. четкое указание соответствующего инструмента для "рыцаря" ("Вступил рыцарь в бой по очереди с самыми сильными воинами той волшебной страны и всех победил, благодаря своему талисману.")
Вы, мэм, сами себе противоречите: или уж указание, каким образом достичь, или талисман. С талисманом-то какие вопросы могут быть про «как достичь»? Использовать его, и дело с концом – чего ж тут думать? Только вот в пределах волшебной сказки никакой талисман никому за здорово живешь не дают. Увы.
Тафано написал(а):Ну и финальная мораль какая-нибудь, тоже вполне конкретная и недвусмысленная. ("Но тут вышел с ним биться мудрец той волшебной страны и перехитрил храброго рыцаря. Так никто и не смог добыть сокровища. А мудрец сказал, что не для всех такие сокровища подходящи и что ценны они только для жителей этой волшебной страны.")
Это мораль? Тафано, а что такое, по вашему мнению, мораль в художественном произведении, а?
В общем, исходя из вашей схемы, я прихожу к выводу, что сказка – это рассказ, состоящий из произвольного числа надерганных (предположительно из других сказок, хотя это утверждение не совсем верно) «узловых точек», не связанных между собой никакой видимой логикой (например, как может быть связано аксиоматическое наличие «абсолютно всемогущей сущности» с наличием талисманов, направленных против этой сущности?), с провалами причинно-временных связей (у рыцаря есть талисман – переходим к морали: он продул), с героями одной-единственной функции и «какой-нибудь» моралью.
Вы хотите мне сказать, что Лем вот такое и написал? Вернее, я так понимаю, именно это вы и хотите мне сказать. Раз на мою просьбу привести мне пример известной сказочной схемы, которой якобы подражает Лем, вы мне… пересказываете Лема же. Заменив изобретателя на волшебника. Какой, простите, вывод я должна из этого сделать? Что Лем подражает самому себе? После чего покаяться, съесть свою шляпу и немедленно признать «Трех электрыцарей» сказкой, что ли? С известной сказочной схемой, сочиненной Лемом же? Да?